Из глубины веков
История отделена от нас целыми столетиями, а потому далека. Так привыкли думать многие. Но раскопки, которые сегодня ведутся в городе в сквере имени Константина Иванова, практически на волжском берегу, заставили поверить в обратное. Прошлое буквально в нескольких метрах, если мерить не временем, а пространством.
Глава города Чебоксары Леонид Черкесов провел рабочее совещание по вопросу организации археологических раскопок в исторической части города — на месте предполагаемого захоронения бабушки первого русского царя династии Романовых Марии Шестовой. На него были приглашены ведущие историки города, краеведы, археологи, искусствоведы, представители церкви. Напомним, что исследования сегодня организованы по инициативе главы города, их проводит Чувашский государственный институт гуманитарных наук.
Ценные находки
Интерес к нынешним археологическим изысканиям на территории утраченного Никольского собора огромен, и не только со стороны специалистов. А потому всех интересуют результаты. «Это страницы Смутного времени, когда Чебоксары оказались столь тесно вплетены в российскую историю, — говорит Наталия Березина, руководитель археологических раскопок, заведующая отделом Чувашского государственного института гуманитарных наук. — На сегодня вскрыты остатки стен Никольского собора, проведены геомагнитные и другие исследования, мы нашли место южного придела. Обнаружены несколько погребений, одно из них весьма выделяется. Можно лишь предположить, что это усыпальница Марии Шестовой, но точно сказать об этом мы вправе только после всех экспертиз. Однако ясно одно: перед нами нынче открываются страницы великого прошлого страны — и я ощущаю это».
То, что нашли ученые, можно было увидеть на экране: осколки гончарных сосудов XIV-XIX веков, фрагменты фресок храма, терракотовых и эмалевых изразцов, кованые витые детали, керамические плитки-лемехи ярко-зеленого цвета, которыми когда-то была украшена одна глава Никольского собора... Два раскопа общей площадью 72 кв. м оказались богаты на находки. Один из них выявил, к примеру, остатки кирпичной кладки XVII века — вымостки пола Никольского собора, построенного в 1690 году. В другом обнаружены погребения. В материковом слое (нетронутом человеком) на разной глубине обнажились около десяти могильных пятен. Произведено вскрытие могил.
Уникальный собор
Дворянку, помещицу Костромского и Угличского уездов Марию Шестову сослали в Чебоксары в 1601 году — как родственницу бояр Романовых, обвиненных в заговоре против царя Бориса Годунова. Она была бабушкой (по материнской линии) основателя царской династии Романовых — Михаила Федоровича, в 16-летнем возрасте призванного на царство. В Никольском женском монастыре ее постригли в монахини, прожила она здесь несколько лет, до самой смерти.
Но тот монастырь, в который привезли Марию Шестову, нам не увидеть никогда. Он был деревянным. Основали его примерно в 1580-х годах, отстроили деревянную церковь Николая Чудотворца. Постройки монастыря сгорели при пожаре 1690 года, и в скором времени на Волге поднялся каменный трехпрестольный собор, названный в честь Иоанна Предтечи. С середины XVIII века храм, как и монастырь, вновь стал Никольским.
Возможно, бабушка первого царя была похоронена рядом с первоначальной деревянной церковью. А позже, когда строился каменный собор, часть исторического кладбища вошла в южный придел храма. Так захоронения оказались в алтарной части южного придела (чему удивлялись некоторые жители Чебоксар). Найденные могилы — это захоронения горожан, которые жили несколько веков назад. Есть ли среди них Мария Шестова, выяснит идентификация. Сколько она времени займет, точно неизвестно. Но администрация города создает все условия для работы, это и обеспечение безопасности ценного археологического материала, и поиск помещений с соответствующими параметрами, и консервация места раскопок на зиму.
Уже сейчас специалисты говорят, что Никольский собор не имел аналогов. И даже в 1930-е годы, когда повсеместно разрушались церкви, специальная комиссия рассматривала вопрос о сохранении этого храма. К сожалению, было принято другое решение. В 1929 году была разрушена колокольня — она мешала уличному движению. В 1934 году закрыли сам храм, в 1936-м году его снесли.
Но, даже утраченный много лет назад, собор хранит в запасе еще немало тайн. Ведь раньше соборные комплексы были еще и оборонительными укреплениями с мощными стенами. Между Троицким, Никольским монастырями и Введенским собором существовали подземные ходы. Так что раскопки предстоит продолжить.
Высокие гости
На пресс-конференции советник Канцелярии Его Императорского Величества Кирилл Немирович-Данченко обозначил цель своего визита. Он прибыл в Чебоксары по поручению Главы Дома Романовых, чтобы ознакомиться с проводимыми изысканиями в деталях. «Мы должны учитывать и дальность времен, и неполную доказательную базу, — уточнил он. — До тех пор, пока не будет проведена полная генетическая, антропологическая, правовая и прочие экспертизы, нельзя утверждать, что это именно Мария Шестова. Но в любом случае открывается новая страница российской истории 400-летней давности — это событие огромного значения».
Советник рассказал, что в ноябре планируется трехдневный визит в Чебоксары Главы Императорского Дома, Великой княгини Марии Владимировны. «Сегодня мы утвердились с программой, — рассказал Кирилл Немирович-Данченко. — Это будет не частный, а официальный визит — по приглашению руководителя региона Михаила Игнатьева». В частности, планируются посещение Введенского собора, панихида по русским царям, ряд официальных встреч — в том числе и общая встреча с представителями разных конфессий республики. Предполагается посещение Мариинского Посада. Княгине хотелось бы отдать дань памяти нашему земляку, космонавту Андрияну Николаеву. И, конечно же, Глава Императорского Дома побывает на месте раскопок.
Предстоящий визит готовился давно, пояснил советник Канцелярии, это не связано с раскопками. Великая княгиня Мария Владимировна несколько лет назад уже бывала в Чебоксарах. Но тема поиска усыпальницы Марии Шестовой — многолетняя. «Ее Величество в курсе, что это новый виток», — подчеркнул советник.
Из средневековья — в наши дни
Клубочек истории стал распутываться, кажется, сам собой. Часовню в знак того, что здесь покоится Мария Шестова, хотели построить еще в прошлом году, а в марте нынешнего года — освятить, чтобы приурочить ее открытие к 400-летию Дома Романовых. Подготовили и эскизный проект, и проектно-сметную документацию. Потом встал вопрос о точном размещении сооружения. «Место определяли наложением сразу трех источников — и оно совпало!» — отметил в разговоре с журналистами глава города Леонид Черкесов. Помогла и фотоаэросъемка 1926 года.
И вот уже найдены стены древнего собора. «Значит, во всем этом рациональное зерно», — сказал Леонид Ильич. «Во всем есть воля Божия», — откликнулся наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий. «Так что же теперь будет на этом месте?» — спросили журналисты. «Дальше будем обсуждать с общественностью, с представителями церкви — будет ли это часовня или архитектурно-исторический комплекс с частью крепостной стены», — ответил глава города.
В средневековье наш город был известной крепостью — форпостом на восточных границах Российского государства. Здесь находилось огромное количество церквей: 17 на 5 тысяч жителей. О старинных Чебоксарах мало что известно, историческая часть города во многом утрачена. Однако основания когда-то разрушенных церквей сохранены, надо хотя бы обозначить места, где они были. В свое время в Чебоксарах бывали Александр Пушкин, Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Об их визитах могли бы рассказать мемориальные доски. «Работу надо проводить археологам, краеведам, администрация города готова всячески поддерживать эти начинания», — заверил Леонид Черкесов.
Нынешняя археологическая экспедиция уже позволила чебоксарцам заглянуть в прошлое, проникнуться духом города, которому более пяти веков, испытать чувство гордости за то, что мы здесь живем. Вот она, история. И не по учебникам — живая.