Учитель учится всегда
В день по пять-шесть уроков, внеклассные занятия, проверка контрольных и домашних заданий, а также семинары, совещания, родительские собрания — в трудовых буднях современных педагогов мало места романтике. Но накануне Дня учителя двести профессионалов получили приглашение на осенний бал. «Классический вечер — это красиво, можно наслаждаться музыкой, общением с коллегами», — объяснила выбор оригинального формата Ольга Тарасенко, начальник отдела управления образования г. Чебоксары.
Первым педагогическую общественность поздравил глава города Чебоксары Леонид Черкесов: «То, что делают учителя — это неоценимо. У нас лучшие результаты единого госэкзамена, школы наши в списке 500 лучших учебных заведений России. Эти достижения лучше всяких слов доказывают, что самые сильные педагоги работают именно в нашем городе». «Вы являетесь образцом для подражания и нашей гордостью», — поддержал министр образования и молодежной политики Чувашии Владимир Иванов. Многим в праздничный вечер были вручены почетные грамоты, благодарности и федеральные награды.
Бал удался. Это было видно по счастливым глазам, по воодушевлению его участников. Наверное, точно так же педагоги расцветают, когда узнают о достижениях своих учеников. Настоящий учитель радуется и переживает за своих воспитанников не меньше, чем за собственных детей.
У учеников Евгения Белякова, преподавателя физики и информатики школы № 37, нет достижений на всероссийских олимпиадах — пока покоряют город. Но Евгений Николаевич уверен, что более весомые победы обязательно будут. «Раньше в приоритете были экономика, юриспруденция, сейчас внимание направлено на технические специальности. Меня это вдохновляет, хоть и нагрузка увеличилась, и домой прихожу после шести вечера», — говорит Евгений Николаевич. Всякое было в его карьере, один раз даже уходил из школы. Но вернулся. «Педагогов сегодня очень поддерживают. Увеличилась зарплата, введены стимулирующие выплаты. Хочется ходить на работу», — доволен Евгений Беляков.
А у Людмилы Александровой, учительницы начальных классов школы № 40, никогда даже мысли не возникало расстаться со школой. Пятнадцать выпусков — это 46 лет работы. «Когда вышла из педучилища, мне казалось, что работать так легко, хотя опыта никакого не было. А сейчас и опыт вроде имеется, но дети изменились. Заниматься с ними тяжелее, зато интереснее», — признает Людмила Яковлевна.
Это только принято считать, что учителям больше по душе усидчивые ученики, отличники и хорошисты. На самом же деле в их сердцах нередко остаются те самые, хулиганистые. «С харизмой», — добавляет Татьяна Шипачева, учитель истории и обществознания лицея № 3. Как-то к ней в класс пришел красивый молодой человек с большим букетом роз. Смеется и спрашивает: «Вы меня не узнаете? Я ведь был у вас самым непослушным учеником». «Сейчас он стал успешным бизнесменом», — говорит Татьяна Владимировна. Что именно привело ее в школу, она теперь затрудняется сказать. Зато прекрасно помнит, как было непросто. «Думала, ну зачем, зачем? А сейчас не жалею. Двойками больше пугаю. Все ученики знают, что если я ее поставила, это не окончательно, всегда можно исправить. Мы обязаны давать шанс детям. И не их, а себя в первую очередь держать в ежовых рукавицах».
И понимать. «У взрослых и детей разные ценности. Современные ребята активнее воспринимают технологические новинки. Они растут в абсолютно новой среде, информационно открытой, каждый день находятся в состоянии выбора, начиная с поступков и заканчивая манерой поведения — вот это мы должны усвоить», — говорит Наталия Чернова, директор школы № 38. Если контакт будет найден, тогда можно советовать, подсказывать, направлять. Кто научил директора этой мудрости? Собственный ребенок. «Я прихожу домой с ворохом школьных проблем и продолжаю вслух задавать себе вопросы. А ребенок меня поправляет и говорит: мама, мы же хотим вот этого, или — мам, нам интересно вот это! И я учусь у него».