Леонид Черкесов: за 1 квартал 2013 года в отношении органов МСУ проведено около 3,5 тыс. контрольно-надзорных действий

Вчера, 1 апреля, состоялось первое заседание Межведомственной комиссии по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления в Чувашской Республике.
На нем Глава Чувашии Михаил Игнатьев отметил, что основная цель деятельности как органов надзора и контроля, так и органов местного самоуправления (МСУ) – это оказание качественных услуг населению. «Благо народа – высший закон», - подчеркнул Михаил Игнатьев.
Заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – Руководитель Администрации Главы Чувашской Республики Александр Иванов среди тех, кто чаще всего штрафует органы МСУ, назвал представителей Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, УФАС, Управления Роспотребнадзора и органов прокуратуры.
Глава города Чебоксары, председатель Правления Совета муниципальных образований Чувашской Республики Леонид Черкесов проинформировал, что в отношении органов местного самоуправления проведено около трех с половиной тысяч контрольно-надзорных действий.
В отдельных муниципалитетах, особенно сельских, ситуация близка к критической: «Многочисленные проверки, штрафы снижают мотивацию в работе, высокие требования при относительно низкой заработной плате приводят к падению престижа и потери привлекательности муниципальной службы». Статистика показывает, что более 60 глав муниципальных образований сложили свои полномочия добровольно за последние 2 года.
Расплывчатая трактовка ряда полномочий в 131‑м Федеральном законе, несоизмеримость финансовых возможностей муниципальных бюджетов требованиям контрольно-надзорных органов, отсутствие консолидированного подхода к решению вопросов – эти и другие моменты мешают наладить качественное взаимодействие всех органов власти.
Отдельным пунктом глава города Чебоксары затронул вопрос взаимодействия администрации города Чебоксары с Управлением федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
За 2012 год антимонопольным органом в отношении администрации города Чебоксары возбуждено 78 дел, из них:
- 23 решения УФАС по ЧР признаны Арбитражным судом недействительными;
- 2 жалобы администрации удовлетворено частично;
- в стадии судебного разбирательства находятся 24 дела;
- 6 дел прекращены антимонопольной службой в связи с отсутствием конкурентных отношений и 3 приостановлены.
- 14 предписаний подлежат исполнению, 4 из которых - исполнены.
За первый квартал 2013 года возбуждено 23 дела: Из них:
- рассмотрение 2 дел УФАС по ЧР прекращено;
- по 5 - решениями УФАС по ЧР администрация признана нарушившей антимонопольное законодательство;
- 16 дел находятся на рассмотрении в УФАС по Чувашской Республике.
Часть дел, рассматриваемых антимонопольным комитетом, возбуждены по действиям (бездействиям) прежнего руководства города, и были начаты в 2009–2011 г.г.
Но, между тем, привлекается к административной ответственности в виде штрафов действующий глава администрации. Кроме того, антимонопольный орган еще и инициирует вопрос о дисквалификации главы администрации за те действия или бездействия, которые возникли до его вступления в должность – ситуация абсурдна.
Администрация города Чебоксары предпринимает все возможные шаги по обеспечению эффективного расходования бюджетных средств. Город Чебоксары занял первое место в Российской Федерации в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» в 2012 году. Это стало возможным, во многом благодаря введенной руководством города практике заключения договоров по итогам торгов (аукционов). Принципиальная позиция руководства г. Чебоксары - обеспечение прозрачности и доступности информации о деятельности всех структурных подразделений администрации.
В течение года органами местного самоуправления города принимается порядка 5000 (пяти тысяч) нормативно-правовых актов, по 78 из которых были заведены дела. На сегодняшний день, 14 из них подлежат исполнению, что составляет 0,28 %. При этом, более 30 дел оспорены, удовлетворены частично или прекращены, что составляет порядка 40 %. Следовательно, коэффициент ошибок антимонопольного комитета в разы выше, чем у города.
К примеру, по мнению Чувашского УФАС, запрещалось в качестве лота выставлять право на заключение договора на установку рекламной конструкции. УФАС России впоследствии разъяснил, что форму торгов определяет орган местного самоуправления и проведение торгов на право заключения договора не содержит в себе нарушения закона о конкуренции. Тем не менее, в результате, бюджет города недополучил денежные средства за 5 месяцев.
«Непонятной» назвал Леонид Черкесов и позицию УФАС Республики из-за возбуждения 5 дел по заявлениям граждан в связи с отказом в размещении магазинов в районе жилых домов, а именно: № 6, 61, 67 по пр. Тракторостроителей, 48/1 по улице Энгельса, 1 по улице Гастелло. Запрещая «уплотнительную застройку», администрация г. Чебоксары, по мнению УФАС, нарушила антимонопольное законодательство. Эти решения УФАС были обжалованы в Арбитражном суде Чувашской Республики.
Глава Чувашии Михаил Игнатьев в своем обращении к УФАС по республике порекомендовал в надзоре за законностью исходить из того, "улучшается ли от принятых санкций качество жизни граждан или ухудшается" и привел в пример ситуацию, когда строительство детских садов было затянуто из-за жалоб фирм-однодневок на конкурентов, выигравших конкурсы.
В целом, для повышения эффективности работы Михаил Игнатьев призвал членов межведомственной комиссии рассматривать наиболее актуальные и спорные моменты, чтобы на конкретных примерах повышать качество взаимодействия различных органов власти.
Для справки:
Контрольно-надзорная деятельность в отношении органов местного самоуправления в Чувашской Республике осуществляется 18 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Чувашской Республики и 14 органами исполнительной власти.
С начала 2013 года надзорными органами МЧС России в отношении органов местного самоуправления проведено 35 проверок, из них плановых - 12, внеплановых по контролю за исполнением предписаний – 23. В ходе проведенных проверок выдано 11 предписаний, выявлено 33 нарушения, в том числе 10 предписаний выдано по результатам проверок в области пожарной безопасности и одно предписание в области гражданской обороны.
Специалистами Министерства образования и молодежной политики Чувашии проверено 35 муниципальных образовательных учреждений (детские сады – 15, школы – 15, учреждения дополнительного образования детей – 5) и 1 отдел образования. Предписание об устранении нарушений выдано 25 учреждениям. Выявленные нарушения показывают недостаточный контроль над деятельностью бюджетных учреждений со стороны органов местного самоуправления.
Территориальными отделами Управления проведены 3 внеплановые проверки в отношении органов местного самоуправления, из них 2 – по исполнению ранее выданных предписаний обязательных требований, 1 – по обращениям граждан.