На страже детства
Уполномоченного по правам ребенка в Чувашии в детстве воспитывали ремнем.
Такой метод сам .Александр Андреев, конечно же, не приемлет. Его выбор — убеждение. В своей же работе главным он считает заботу о том, чтобы на земле было как можно меньше детских слез. Первые шаги на пути к этому уже сделаны. За 100 дней работы к представителю нового института обратились за помощью 124 человека: 17 письменно, 107 — на личном приеме.
Обращения самые разные: жилищные, по поводу выплат пособий, по опеке и т.д. Но каждый случай требует индивидуального подхода. Нужно быть внимательным и придерживаться принципа «не навреди», отмечает Александр Васильевич. И это понятно, ведь в руках находятся хрупкие детские судьбы. Вообще, даже недолгая практика показала, насколько своевременно появился уполномоченный по правам ребенка в Чувашии. Кризис обострил многие моменты. К примеру, ощутимую помощь получила одна работница агрегатного завода. Она 15 лет растила сына одна, на алименты не претендовала. Но простои на предприятии изменили ее прежнее отношение. Кинулась к отцу ребенка, чтобы признал отцовство, а тот ни в какую. Пришлось идти в суд. Оплатить 15-тысячный анализ женщина не могла самостоятельно... Сейчас вопрос решен.
Немало у нас заключается международных браков. Но из-за того, что Россия не присоединилась когда-то к гаагской конвенции, дети после распада семей оказываются между молотом и наковальней. Их никак не могут поделить. Из-за пробелов в законодательстве подобные ситуации бывает трудно разрешить и внутри страны. Недавно с жительницей Чебоксар произошел такой случай: ее муж вышел с восьмимесячным ребенком погулять и не вернулся. Уехал с младенцем к себе в Дагестан. Женщине удалось вернуть кроху только благодаря вмешательству нашего уполномоченного. Два месяца переговоров с властями Кавказа дали свои результаты. В конце января настрадавшаяся мать забрала обратно своего ребенка. Для охраны женщины были привлечены и силы МВД, ведь ее супруг доходил до угроз.
Приходится быть и психологом, и третейским судьей, но очень приятно, что после таких обращений все институты власти быстро реагируют, отмечает Александр Андреев. Пока к омбудсмену обращаются взрослые. Только однажды позвонила девочка с просьбой помочь матери добиться алиментов — телефон знают пока еще единицы, да и трудно ребятишкам запомнить многозначный номер. Но ситуация должна скоро поменяться, прогнозирует Александр Андреев. Он сообщил, что в этом году в стране появится единый трехзначный номер, по которому можно будет дозвониться до уполномоченного по правам ребенка.