Саморегулирование - осознанная необходимость
"Сфера ЖКХ"
НАКАНУНЕ Нового года в Чебоксарах была зарегистрирована саморегулируемая организация в области ЖКХ Некоммерческое партнерство «Ассоциация предприятий жилищно-коммунального комплекса». Ее исполнительным директором назначен Владимир ИЩИН, депутат Чебоксарского городского собрания. Первое интервью в новой должности он дал газете «Сфера ЖКХ».
- Владимир Александрович, в самом понятии «саморегулирование» утке заложены вопросы. За чем жилищно-коммунальной отрасли понадобилось себя регулировать и что это означает?
- Может быть, в полной мере это еще не ощущается, но процесс был запущен несколько лет назад и постепенно вошел в нашу жизнь. Первопроходцами стали сообщества нотариусов, адвокатов, оценщиков. С 1 января 2010 года будет узаконен механизм саморегулирования для строительной отрасли, который придет на смену лицензированию в сфере строительства.
Смысл нововведений заключается в том, что государство постепенно устраняется из процесса регулирования бизнеса, оставляя себе функцию арбитра. Перечень вопросов, регулируемых муниципальными органами, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, сильно сужается. Однако отказ государства от надзорных и контролирующих функций не означает, начало вакханалии в отрасли. На смену ему приходят профессиональные сообщества, которые еще называют саморегулируемые организации (СРО). Именно они и займутся нормированием и контролем деятельности отраслевых предприятий.
- Почему вдруг возникла необходимость введения саморегулирования в ЖКХ?
- За последние годы на рынке появились десятки ТСЖ и управляющих компаний. Предпринимательство в ЖКХ оказалось доступно слишком многим. Достаточно сказать, что создать компанию молено, имея в уставном капитале 10 тысяч рублей. Взять дома на обслуживание, убедив собственников, что он лучше всех, собирать деньги и распоряжаться ими совершенно бесконтрольно. Печальный опыт, когда УК, собрав деньги с жильцов, либо исчезает, либо объявляет себя банкротом, в стране уже есть. В Чебоксарах было заведено уголовное дело на председателя одного ТСЖ, которая передала деньги из домовой кассы третьему лицу. Сейчас идет суд. Но представьте, каково жить жильцам под угрозой отключения всего, они чем виноваты?
Надо сказать, что когда у нас скоропостижно создавались управляющие компании, было не до их отбора. Однако есть время разбрасывать камни, будет время их собирать. Те, кто предлагает вводить принципы саморегулирования, понимают, что СРО становятся чем-то вроде волков в лесу - для вычищения среды от больных и раненых животных.
- Каким образом вы будете осуществлять «чистку»?
- Первый шаг мы уж сделали, получили свидетельство о регистрации некоммерческого партнерства «Ассоциация предприятий жилищно-коммунального комплекса». Далее должен быть избран наблюдательный совет Ассоциации. В него обязательно войдут представители республиканских и городских властей, независимые эксперты, представители предприятий отрасли. Деятельность Совета начнется с разработки стандартов и своеобразных правил поведения на рынке. Разумеется, эти нормативы будут основаны на критериях оценки эффективности деятельности управляющих компаний, которые утверждены постановлением главы администрации, этим документом управляющие компании руководствовались в своей работе весь 2009 год. Наблюдательный совет Ассоциации будет решать, принять ту или иную УК в СРО или же не принимать. Не исключаю, что это будет даже более жесткая система контроля над отраслью, чем лицензирование деятельности - по той простой причине, что СРО будет нести материальное бремя ответственности за своих членов.
Каждая управляющая компания, вступая в организацию, должна будет перечислить на специальный счет членские взносы. На эти деньги будет создаваться компенсационно-страховой фонд, средства которого позволят страховать риски управляющих компаний - в случае порчи имущества собственников жилфонда в результате действий УК или природных катаклизмов, либо банкротства управляющей компании. Таким образом, с наступлением этого самого страхового случая деньги на восстановление имущества и компенсацию пострадавшим будут выплачены из средств фонда.
Именно в таких случаях на первый план выдвигается Наблюдательный совет, он будет проводить расследование причин инцидента, определять степень виновности и проводить разбирательство.
- Существуют ли какие-то критерии отбора предприятий в Ассоциацию? И вообще, саморегулируемые организации — это только для управляющих компании?
- Вопрос пока остается дискуссионным. Добросовестные УК должны быть сами заинтересованы во вступлении в СРО. Недобросовестным это не нужно, они этого не хотят и боятся контроля.
Есть мнение, что необходимо принимать в состав СРО и поставщиков ресурсов — ООО «Коммунальные технологии», ОАО «Водоканал», например.
- А жилищно-эксплуатационные организации?
- А вот тут - жирный вопросительный знак. Сегодня закон о строительных СРО регламентирует, что даже штукатурные работы в подъезде должны проводить строители, а не жилищники. Это, конечно, требует дополнительных поправок в федеральный закон, потому что тогда непонятно, как управлять недвижимостью, если нет права делать ремонт. Вписаться в строительную СРО у них тоже вряд ли получится, у тех жесткие рамки отбора, да и членский взнос там достигает 300 тысяч рублей. Далеко не каждая подрядная организация готова на такие жертвы.
- Каким будет размер вступительного взноса в СРО ЖКХ?
- Есть опыт Хабаровска, где дополнительные расходы заложили на раздел «содержание и обслуживание жилья», это где-то 8 копеек с квадратного метра жилой площади. В других СРО поставили размер взноса в зависимость от количества обслуживаемых УК площадей жилфонда. Ведь компании обслуживают разный объем квадратных метров - кто-то сотни тысяч, кто-то десятки. А в Ижевске сделали размер взноса для всех членов СРО - 30 тысяч рублей. Какой из вариантов будет приемлем для нас, решим на учредительном собрании Ассоциации.
- В том, что интересы саморегулируемой организации пересекаются с выгодой обычных собственников, допустим, можно не сомневаться. Но что вы ответите на опасения, что саморегулирование сведется к монополии на рынке, и как следствие — к повышению цен на жилищно-коммунальные услуги?
- Монополии быть не может, потому что утверждением тарифов на коммунальные услуги все-таки занимаются федеральные, региональные органы и отчасти муниципальные органы. Управляющие компании не устанавливают тарифы на свои услуги, у них лишь есть возможность обратиться к жильцам на общем собрании и предложить собрать деньги, например, на ремонт оборудования. Жильцы сами решают, нужно им это или нет. Кстати, хочу сказать, что Ассоциация жилищно-коммунального комплекса намерена заниматься вопросами повышения квалификации сотрудников - членов СРО. Недавно в составе депутатской комиссии побывал на учебно-курсовом комбинате «Облик», где узнал, что, оказывается, у нас в республике нет ни одного училища, где готовят профессиональных сантехников. Получается, сантехниками у нас работают одни левши-самоучки. А значит, каждый раз, вызывая слесаря на дом, собственник вынужден испытывать судьбу. Саморегулируемая организация заинтересована в том, чтобы на предприятиях, которые входят в нее, работали квалифицированные кадры. Иначе в случае порчи имущества расходы по возмещению лягут на компенсационный фонд.
В завершение нашего разговора скажу, что в настоящее время процессы саморегулирования только проходят обкатку. Передовой опыт регионов в этой области будет обобщен и систематизирован. Нужно время, чтобы понять то, что новая структура на самом деле жизнеспособна и может сама взять на себя многие вопросы регулирования отрасли.