Контрольно-счетные органы - важное звено в решении задач социально-экономического развития страны

 

С 30 июня по 2 июля 2008 года в г. Белгороде прошло Общее собрание (VII конференция) членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов. На конференцию в Белгород съехались руководители многих муниципальных контрольно-счётных органов со всех регионов России. Союз образован в 2002 году и создавался в первую очередь для содействия государству и местным органам власти по контролю за расходованием средств местных бюджетов и использованием муниципального имущества. По состоянию на 1 ноября 2007 года в составе Союза МКСО насчитывается 174 муниципальных контрольно-счетных органов. В этом году в Союз МКСО привлечено более 100 новых членов. Одним из полноправных членов Союза с апреля 2007 года  является и Контрольно-счетная палата г. Чебоксары.

Чебоксары на Общем собрании представлял председатель контрольного органа города Чебоксары – контрольно-счетной палаты Евгений Максимов.

Основной темой обсуждения на форуме были проблемы внешнего финансового контроля в условиях действующего  законодательства. С докладом по данной проблематике выступил Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.

Сергей Вадимович отметил, что с целью исключения параллелизма и дублирования в механизме государственного и финансового контроля Счетной палатой были сформулированы предложения и до окончания текущего года предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Их суть сводится к необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, разграничения их функций, формированию правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля. Одним из приоритетных направлений также является совершенствование правовых норм в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Как известно, в предлагаемой редакции Бюджетного кодекса ответственность за нецелевое использование средств перенесена с организации на должностных лиц, допустивших данное нарушение. Главный аудитор страны заявил, что нужно идти дальше и предусмотреть нормы ответственности и за неэффективное использование бюджетных средств. Он также обратил внимание на несовершенство законодательства о государственных закупках. В борьбе с возможными финансовыми злоупотреблениями законодатели, по его мнению, явно перегнули палку: в итоге система оказалась чересчур забюрократизирована.

С серьезными проблемами сталкивается муниципальная реформа. По словам Сергея Степашина, в прошлом году не были решены в должной мере проблемы сбалансированности местных бюджетов. Местные налоги не позволяют обеспечить их самостоятельность. Повышение бюджетной обеспеченности муниципалитетов в основном происходит за счет трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней. По итогам исполнения местных бюджетов за 2007 год доля земельного налога в доходах бюджетов муниципальных образований, к примеру, составила только 3,3%, а налога на имущество физических лиц – 0,3%. Сергей Степашин особо подчеркнул, что для обеспечения сбалансированности межбюджетных отношений нужно управлять не трансфертами, а налогами. Между тем, руководством страны был поставлен вопрос о необходимости законодательного определения перечисления части налога на прибыль в местные бюджеты.

В своем выступлении глава Счетной палаты затронул вопросы обеспечения контроля за госкорпорациями; внедрения нового вида госаудита – стратегического аудита, назначение которого рассматривается в контексте общенациональных приоритетов; создания органов муниципального финансового контроля и др.

В завершение выступления Сергей Вадимович отметил, что у контрольно-счетных органов есть все возможности превратить муниципальную ветвь системы внешнего государственного финансового контроля в действенный инструмент решения задач социально-экономического развития страны.



17 июля 2008
00:00
Поделиться