Для развития города необходим проект агломерации: интервью главы Чебоксарского Горсобрания Сергея Гаврилова
Для развития города необходим проект агломерации: интервью главы Чебоксарского Горсобрания Сергея Гаврилова
Чувашия вошла в число регионов, где в 2006 году реформа местного самоуправления осуществлялась в полном объеме. О том, как в этом году развивалось местное самоуправление в столице республики, преобразованиях в горсобрании и перспективах развития города в интервью ИА REGNUM рассказал председатель Чебоксарского городского Собрания депутатов Сергей Гаврилов.
ИА REGNUM: В Чебоксарском городском собрании (ЧГСД) завершился очередной этап структурных преобразований. С чем были связаны произошедшие изменения? Как они должны отразиться на работе собрания? Насколько вы удовлетворены результатами преобразований и той командой, которая образовалась?
Такие преобразования действительно были необходимы. По моему мнению, теперь сложилась оптимальная структура. Например, в комиссию по ЖКХ входили две трети депутатов. Она была неповоротливая, рассматривала множество вопросов, и это требовало огромное количество времени. Многие вопросы мы развели по другим комиссиям. Теперь в горсобрании шесть комиссий, которые охватывают все сферы жизни города. На мой взгляд, эти преобразования позволят депутатам работать более эффективно в тех комиссиях, в которых бы они хотели и могли бы принести максимальную пользу. В этом и заключалась цель этих преобразований.
Ранее в горсобрании работали четыре постоянных комиссии. Теперь их шесть. Комиссия по бюджету, экономической и налоговой политике, муниципальной собственности и инвестициям охватывает вопросы экономического стратегического блока. Ранее в вопросы компетенции этой комиссии не входила экономическая и налоговая политика, вопросы муниципальной собственности и инвестиций. Появилась новая комиссия - по промышленности, предпринимательству и потребительскому рынку.
Хотя бюджет города сегодня не получает доходов от налога на прибыль предприятий, мы все-таки решили оставить этот вопрос на перспективу. Если говорить об экономической составляющей, пока муниципалитет может проявлять заинтересованность в деятельности предприятий с точки зрения экологии и роста доходов работающих на них горожан. Но хотелось бы, чтобы город участвовал и в прибыли компаний. Думаю, что мы все-таки придем к тому, что муниципалитеты будут получать часть доходов предприятий, находящихся на их территории. Это вопрос времени.
Большая комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, благоустройству, строительству, архитектуре, транспорту и связи была преобразована в комиссию по городскому хозяйству. Часть вопросов перешла в ведение комиссии по развитию города, строительству, архитектуре и землепользованию. Вопросы землепользования сегодня очень актуальны для города. Растут доходы от земельного налога и арендных платежей. Земельные вопросы приобретают особую актуальность в свете национального проекта "Доступное и комфортное жилье". При этом свободных земель в городе остается очень мало. Во многих крупных городах мира существует такое явление, как городская агломерация. В нее входят и земли поселений, которые находятся в пределах городской черты. Я считаю, что этот вопрос необходимо рассмотреть на самом высоком уровне. Если мы хотим, чтобы город развивался далее, нужно предусмотреть в законодательстве возможность введения земель поселений в городскую черту, чтобы потом не возникал вопрос их перепрофилирования. Можно предусмотреть и какую-либо программу по развитию коммунальной инфраструктуры земель поселений, которые впоследствии бы вошли в городскую агломерацию. И это один из проектов, которые можно было бы реализовать за счет средств Стабилизационного фонда или профицита бюджета. Государство сегодня получает огромные доходы за счет высоких цен на нефть. Впоследствии это дало бы толчок строительству жилья, а значит и снижению стоимости квадратного метра. Этот вопрос также требует решения.
Две комиссии - по социальному развитию и экологии, а также по законности, правопорядку, развитию местного самоуправления, депутатской этике, связям со средствами массовой информации - остались без изменений.
В вопросы компетенций комиссии появилось и предпринимательство. Налоги от предпринимательской деятельности на 100% зачисляются в городской бюджет. Сегодня город, как никогда, заинтересован в том, чтобы именно предприниматели работали эффективно, получали прибыль и платили налоги, были социально ответственными.
ИА REGNUM: В ЧГСД большинство составляют предприниматели и представители среднего бизнеса. Между тем, в последнее время в адрес предпринимателей на самом высоком уровне раздается немало упреков в том, что они недоплачивают налоги, платят своим работникам мизерную заработную плату и допускают другие нарушения. Что ожидать от простых граждан, если даже законодатели-бизнесмены позволяют себе нарушать законы? Какую работу ведет по борьбе с подобными нарушения депутатский корпус? Существует ли необходимость в применении механизмов саморегулирования?
То, что ряд депутатов-предпринимателей попали в список руководителей предприятий, которые платят зарплату ниже установленного законом уровня, недопустимо. Такие случаи нивелируют статус депутата. Этот вопрос мы рассматривали на комиссии по бюджету. Все оказавшиеся в списке депутаты дали пояснения, заявили, что исправили ситуацию, и заверили коллег, что впоследствии такого не будет. Вопрос зарплат мы будем держать на особом контроле. Вызывает озабоченность то, что часть зарплаты сегодня выплачивается по серым схемам и от этого страдает доходная часть бюджетов разных уровней. Мы этим вопросом занимаемся. Вызываем представителей предприятий, которые допускают такие нарушения, чтобы донести до них идею о недопустимости такого положения вещей в городе. И, думаю, останавливаться на этом не будем. Мое мнение: на депутата возложена огромная ответственность. Он обязан представлять интересы населения. Депутат должен быть примером во всем, и мы должны повышать авторитет депутатов.
ИА REGNUM: Политики, как правило, много говорят о публичности, прозрачности и открытости власти. Между тем, последнее заседание Горсобрания проходило в закрытом режиме. Почему?
Инициатором проведения собрания в таком формате стал один из депутатов, и подавляющее большинство парламентариев его поддержали. Мотивировалось это тем, что собрание рассматривало три организационных вопроса, которые фактически касаются только депутатов. Я думаю, что группа депутатов, инициировавших такое обсуждение, понимала, что будет происходить. У них был свой сценарий, поэтому они и предложили работать в закрытом режиме. Я бы не хотел, чтобы это воспринималось как что-то экстраординарное, будто депутаты хотели что-то скрыть от горожан. Между тем, иногда депутаты очень много времени уделяют абсолютно рабочим вопросам, например, два часа решают, как назвать комиссию, и где поставить запятую в названии. Это вообще может дискредитировать собрание, а обыватель решит, что депутаты вообще ничего не делают.
ИА REGNUM: В последнее время чебоксарские депутаты очень активно налаживали деловые контакты с представительными органами некоторых российских городов. Насколько перспективным оказалось такое сотрудничество? Что из опыта других регионов используется в работе чебоксарского собрания?
Эти поездки инициировали сами депутаты. Знакомство с опытом коллег из других регионов мы начали с Казани, затем побывали в Екатеринбурге и Оренбурге. Это не пустая трата бюджетных средств, как может кому-то показаться. Такие поездки помогают изучить опыт тех муниципалитетов, которые уже не первый год развивают местное самоуправление. Они обогащают, поскольку нельзя вариться в собственном соку. Не зазорно учиться у других. Тем более что Чебоксарскому горсобранию этого созыва всего год, а депутатский корпус обновился на две трети. Вначале некоторые депутаты-новички не до конца осознавали, какую ответственность они несут за своих избирателей, которые доверили им защиту своих интересов. Кто-то полагал, что, если его избрали, значит, перед ним открыты все двери, и только. Если депутаты осознали ответственность, которую они на себя взвалили, то это действительно самоуправление.
Мы выбрали те регионы, где есть нормальные конструктивные взаимоотношения между органами представительной и исполнительной власти. Там, где есть понимание, что две ветви власти взаимно дополняют друг друга и помогают в развитии города, действительно, есть прогресс, идет нормальная работа. Все три региона были нам интересны и с точки зрения социально-экономического развития. Нас интересовало очень многое - и подход к распределению земель в городе, к ипотечному кредитованию, действующие программы жилищного строительства. К слову, процент, под который население получает ипотечные кредиты, в разных регионах существенно отличается. Если в бюджете есть финансовые возможности для дотирования, это сразу же дает определенный эффект. Интересен и опыт, например, Оренбургской городской думы, которая учредила собственные награды для достойных горожан, причем подкрепленные финансовой составляющей. Что-то подобное можно было бы использовать и у нас.
ИА REGNUM: В ноябре Госсовет Чувашии отклонил обращение ЧГСД о выделении городу дополнительных средств на капитальный ремонт жилого фонда. Способен ли город решить эту проблему самостоятельно? Какую помощь в этом вопросе может оказать депутатский корпус? Разъясните ситуацию.
Бюджет региона сегодня не в состоянии потянуть тот объем денежных средств, который необходим для капитального ремонта жилого фонда. Недофинансирование в этой сфере огромно. Годами наш жилищный фонд не финансировался в той мере, какая необходима для поддержания его в нужном состоянии. Это проблема, которая сегодня вызывает определенные опасения, особенно потому, что за это время износ жилого фонда стал еще больше. В доходной части бюджетов местного самоуправления полностью отсутствует та часть доходов, которая могла бы идти на капремонт жилого фонда. Минфин России в своих ответах на обращения о предоставлении ресурсов на капитальный ремонт жилого фонда ссылается на методику распределения дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъекта, где учитываются предельная стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая расходы на капитальный ремонт. По факту эта методика применяется только для установления объемов финансовой поддержки региона из федерального фонда в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Ситуация такова, что те средства, которые население платит за капитальный ремонт, не сопоставимы с реальным объемом необходимых затрат. А те средства, которые поступают на эти цели из бюджетов других уровней - незначительны. В будущем году город получит на капремонт жилья 59 млн. рублей. Поэтому нужна помощь федерального центра. Тем более, что в этом секторе накопилось очень много проблем. И основная доля вопросов в обращениях горожан касается именно вопросов жилищно-коммунального хозяйства.
ИА REGNUM: В российском Стабилизационном фонде скопился огромный объем средств. Часть этих денег необходимо сегодня выделить муниципалитетам для того, чтобы они смогли капитально отремонтировать жилфонд. С такой инициативой должны выступить представительные органы регионов. Нужно аргументировано, обоснованно прописать программы капитального ремонта жилфонда. Возможно, на условиях софинансирования. Почему бы часть денег от конъюнктуры цен на нефть не направить на эти цели? Мы рассмотрим вопрос о выходе с такой инициативой. Ежегодное недофинансирование приведет только к тому, что через три-пять лет потребуются еще более колоссальные суммы.
Комментируя журналистам отказ в выделении Чебоксарам дополнительных средств на капремонт, министр финансов Чувашии Николай Смирнов заявил, что Чебоксары не всегда эффективно используют свои возможности, и соответственно имеет значительные резервы для роста бюджетных доходов. Также он говорил о расчетном профиците, который должен составить до 300 млн. рублей. Насколько объективно такое мнение? Какие резервы для развития налогооблагаемой базы реально существуют?
В городской бюджет поступает не так много налогов. В их числе земельный налог, налог на имущество, на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, часть сельхозналога, госпошлина, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира. Картина по их собираемости достаточно неплохая. Конечно, улучшить собираемость налогов необходимо. Есть и вопросы, связанные с недоработкой по некоторым направлениям. Это касается и садовых товариществ, и гаражей, и некоторых предприятий, которые пользуются землей, но не платят арендную плату. Но доля этих платежей весьма незначительна в совокупности бюджетных доходов.
Часть профицита бюджета съедает выбывающий налог на доходы физических лиц. В прошлом году муниципалитет получал 40% этого налога, в этом году - только 35,26%. То есть у нас выпадает 4,74%, а это порядка 160 млн. рублей. Кроме того, значительную часть профицита город тратит на развитие города и его благоустройство. Он несет значительную нагрузку по содержанию улиц, дорог, различных сооружений, а также строительству новых объектов, в том числе на условиях софинансирования. Город делает достаточно большие инвестиционные вложения. А по прогнозным показателям Минфина сумма инвестиционной программы муниципалитета существенно ниже. Чтобы город был красивым, мы должны содержать его, благоустраивать, а это требует денег. Методика подушевого финансирования учитывает все по минимальному стандарту, все, что сверх этого - профицит. Но в таком случае методику надо корректировать. Сравнивать жителя столицы Чувашии и жителя любого другого населенного пункта нельзя. Не хочу никого обидеть, но это объективно. Городу приходится поддерживать свой статус - самого благоустроенного и красивого. Об этом необходимо говорить. Проблему нужно решать на федеральном уровне. Поэтому мы обращаемся к нашим коллегам - депутатам Госсовета Чувашии, чтобы они обратили на это внимание.
ИА REGNUM: С нового года вновь возрастут тарифы на содержания жилья и коммунальные услуги. Причем, они будут увеличены до максимально допустимой планки. Чебоксары находятся в лучшем финансовом положении по сравнению с другими муниципалитетами, но и они не нашли возможностей индексировать тарифы ниже максимальной отметки. В чем причина того, что тарифы увеличиваются по максимуму? Существуют ли возможности для снижения темпов их роста?
Рост тарифов - самая больная тема, поскольку касается всех. Мы и так уже оплачиваем 100% жилищно-коммунальных услуг. В основном, тарифы формируются естественными монополиями. На следующий год тарифы на газ повышаются на 15%, на электроэнергию на 10%. И они постепенно тянут за собой все остальное. Мы радуемся конъюнктуре цен на нефть, благодаря которой в федеральный бюджет приходит много денег. Но есть и оборотная сторона медали - растет цена на ГСМ внутри страны. Нужно рассматривать все факторы в совокупности - в любом повышении надо, в первую очередь, искать все составляющие. А составляющая ГСМ в любом продукте очень высока. В Чебоксарах тарифы на жилищные услуги в будущем году вырастут на 13%, на коммунальные услуги - на 14%. Много это или мало? На фоне остальных регионов Приволжского федерального округа Чувашия смотрится наиболее выигрышно. Так, в Марий Эл и Татарстане размер платы на жилое помещение вырастет на 15%, в Ульяновске - на 16%, в Нижегородской области - на 18%. Рост платежей за коммунальные услуги в Марий Эл и Татарстане подорожают на 15%, в Самаре - на 17%, в Ульяновске - на 19%. Так что на фоне остальных субъектов округа в Чувашии самый низкий рост тарифов.
Конечно, все равно этот вопрос для населения болезненный. Однако депутаты не остаются в стороне. Мы открыто заявляем о недопустимости роста тарифов, о том, что рост тарифов не должен опережать инфляцию. Некоторые горожане недопонимают, в чем заключаются полномочия депутатов представительного органа муниципалитета. Они считают, что депутаты могут все. У нас есть свои полномочия, в пределах их мы и действуем. Тарифы на воду и водоотведение на следующий год у нас вырастут только на 8%, хотя эксперты утверждали, что повышение должно быть больше. Мы понимаем, как рост тарифов может отразиться на нашем населении. Мы не стоим в стороне от этих вопросов, но их решение нужно искать на федеральном уровне. Наши полномочия не всегда дают возможность решить их так, как мы бы того хотели.
ИА REGNUM: Первый опыт публичных слушаний показал, что число участников "от народа" незначительно. Это подтверждает и реакция людей на призыв стать соавторами президентского послания. Что вы могли бы предложить в качестве главных тезисов послания Госсовету на будущий год? Насколько эффективна и результативна такая форма получения обратной связи от населения? Насколько она востребована чебоксарцами?
Надо с чего-то начинать. Да, пока процент жителей, которые приняли участие в публичных слушаниях, небольшой. Отчасти, может быть, из-за того, что люди не до конца верят, что они могут влиять на те или иные вопросы. Они еще не осознали, что по Федеральному Закону № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самообразования в Российской Федерации" очень многие вопросы зависят от инициативы самих горожан. Хотелось бы, чтобы население более активно участвовало в обсуждении этих вопросов, потому что мнение жителей для нас сегодня очень важно. Мнение любого человека, если оно конструктивно высказано, будет принято во внимание и обсуждаться депутатами. Недавно мы провели публичные слушания по ТОСам, и обсуждение было довольно активным и интересным. Именно ТОСы могут обеспечить новую волну инициатив граждан, через них пойдет цепная реакция. Нужно задействовать их по максимуму, чтобы получить вектор развития, определяющий, как горожане хотят развивать дворы и микрорайоны, в которых они живут сегодня.
ИА REGNUM: Следующий год в Чувашии объявлен Годом ребенка. Во многом, создание благоприятных условий для детей обеспечивают муниципалитеты. Здесь речь идет и о строительстве новых детских садов, и о дотировании горячего питания детей в школах. Какие инициативы следует ждать от депутатов в части усиления поддержки детей?
Тема детей - очень своевременная, особенно в контексте того, что в нашем обществе немало проблем социального характера. Например, сегодня очень много гражданских браков, а значит, и незащищенных детей. Это серьезная проблема, которая требует внимательного подхода. Если сегодня мы не поддержим детей, что мы получим впоследствии? Поэтому объявление Года ребенка - очень своевременный шаг.
Вопрос питания детей в школах стоит достаточно остро. Хотя сейчас охват питанием детей из неблагополучных семей и семей, имеющих низкий доход, составляет порядка 76%, в будущем году мы планируем его увеличить. Однако надо помнить, что деньги мы получаем из федерального бюджета. Увеличивая охват детей, мы задействуем возможности городской казны. В этом году мы приняли программу "Здоровое питание", рассчитанную до 2010 года, в рамках которой также предполагается выделять средства именно на здоровое питание школьников. Могу заверить, что депутаты этим вопросом озабочены. И вопросам поддержки детей в будущем году будет уделяться особое внимание.
Справка ИА REGNUM
Гаврилов Сергей Валентинович родился 27 ноября 1962 года в г. Чебоксары. Женат, имеет троих детей. Образование высшее, окончил Казанский авиационный институт им. А.Н. Туполева, Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Трудовую деятельность начал в 1987 году в ПО им. С.П. Горбунова. 1990-1993 годы - начальник строительно-производственного предприятия "Мостовик".
С 1993 года по настоящее время - генеральный директор строительно-производственной фирмы "Стромос".
25 октября 2005 года избран председателем Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Член Президиума Чебоксарского городского Собрания депутатов с 03 ноября 2005 г.
Являлся депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов третьего созыва (2003-2005 гг.).
15:45 27.12.2006